На вопросы телезрителей отвечает архимандрит Александр (Глоба) — доктор богословия, клирик храма святых Кирилла и Мефодия Украинской Ужгородской Богословской Академии имени святых Кирилла и Мефодия (Московский Патриархат), врач — специалист в области организации здравоохранения. Эфир 10 сентября
9 сентября 2019 года в актовом зале Сретенской духовной семинарии протоиерей Вадим Леонов провел встречу на тему: «Развитие страсти в человеке». Эта встреча — первая в чреде остальных, посвященных общей теме: «Страсти и борьба с ними».
После лекции отец Вадим ответил на вопросы слушателей.
Протоиерей Андрей Чернеев
Воскресная школа храма Илии Пророка в Обыденском переулке (март 2020г.) hram-ostozhenka.ru/
Если ты обещался Христу идти узким и тесным путем, то утесни утробу свою. Пространен и широк путь чревоугодия, вводящий в пагубу блуда, и многие идут по нему, – узки врата и тесен путь воздержания, вводящий в живот чистоты, и немногие входят им (Мф.7:14).
Чистота души неразрывно связана с голоданием чрева.
Сознательно и насильственно разжигается пристрастие к утонченной пище, и с детства формируется гортанобесие. Пост высмеивается, и смысл его извращается. Вместо постов насаждается идея диеты, голодания, вегетарианства.
Полезной делает пищу не ее состав, а благодать Божия!
Разные ситуации бывают у христианина в жизни, но он всегда должен свято соблюдать постные дни – среды, и пятницы, и многодневные посты.
Очень часто сердобольные папы и мамы, дедушки и бабушки стараются во что бы то ни стало накормить своих детей и внуков, говорят: «У него должны формироваться мышцы, кости, а вы лишаете детей самого необходимого во время постов – и творога, и молока, и мяса». Но мы с вами знаем, что телесную силу христианину дает только благодать Божия, которая эту пищу освящает. Посему, когда мы с вами потребляем пищу освященную молитвой, тогда действительно во все наши уды, во все наши составы тела поступает пища, поступают и питательные вещества, в результате преобразований этой пищи в нашем теле, которые действительно укрепляют наше с вами тело и дают ему жизнь.
Молитва перед трапезой низводит на пищу благословение Божие!
Мы с вами уже говорили, что когда мы молимся, Господь ниспосылает Свою благодать на ту пищу, которую мы потребляем. К сожалению, не все христиане придают значение тому, чтобы молиться перед едой и после еды.
Между тем, это крайне важно, потому что когда человек молится перед едой, он в этот момент испрашивает у Господа, чтобы пища, которую он ест, пошла ему не во вред, не стала ядом, чтобы благодать Святаго Духа освятила эту пищу, и человек мог ее безопасно и с пользой потреблять.
Влияние чревоугодия на состояние ума.
Святоотеческий аскетический опыт говорит о том, что состояние ума, его подвижность и острота тесно связаны с состоянием чрева.
— «Воздержание измождает плоть, а многоядение делает грубым ум.
От множества снедей грубым делается ум, а доброе воздержание очищает его.
— Снеди употребляй простые и необходимые, чтобы ум твой не огрубел в объядении, пьянстве и печалях житейских (Лк. 21:34). Ибо одержимые подобною страстью и блуд ставят не в блуд, и прелюбодеяние не в прелюбодеяние, и не отрицаются от всего того, что делают язычники, не ведающие Бога; но все это совершают небоязненно, ничем не отличаясь от свиней в грязи; не памятуют ни о законе, ни о пророках, ни о Самом Господе, вочеловечившемся на разорение беззаконного греха. Не будь же пристрастен к мясам и к винопитию, чтоб не сделать тебе ум твой неспособным к принятию духовных дарований.
— Не услаждайся банями, питиями и множеством мяс, чтоб не впасть тебе в неодолимые опасности, погрешив в чем-либо важном».
« …жизнь сытная в довольстве погружает ум в глубокое усыпление.
Пресыщение пищею питает помыслы, и упившийся напоевает сон мечтою».
— «Ум постящегося молится трезвенно, а ум невоздержного исполнен нечистых мечтаний. Насыщение чрева иссушает источники слез, а чрево, иссушенное воздержанием, рождает слезные воды».
Основные святоотеческие правила излечения от страсти чревоугодия.
1.Принимать пищу по мере надобности, не вдаваясь в пресыщение.
2.Переставать вкушать пищу, когда еще хочется есть.
3.Мера воздержания в еде должна быть определена судом совести каждого; вкушать пищу столько, сколько нужно для поддержания здоровья тела, а не сколько требует желание насыщения.
4.Всякий должен назначить себе столько воздерживаться, сколько требует сего брань плотского возстания, силы, возраст и здоровье тела.
5.Подкрепление себя должно быть разумное с умеренностью.
6.Определить себе с помощью духовника определенные часы принятия пищи.
7.Не переполнять чрево.
8.Стремиться к вкушению не дорогой и самой простой пищи и довольствоваться этим. 9.Избегать вкушения пищи дорогой, вкусной, разнообразной, утучняющей и разжигающей плоть.
10.Не пить вино до опьянения.
11.Устраняться празднословия и многословия во время принятия пищи.
12.Иметь перед глазами страх Божий наказания за чревоугодие. Всячески укорять себя и каяться за переедание.
Выдержки из книги прот. Сергея Филимонова «Борьба со страстями»
В восьмом выпуске программы вместе с отцом Сергием Нежбортом смотрим новеллу «Лествица» о незадачливом бизнесмене из фильма «Притчи 4» и размышляем о наших ошибках. Можно ли уберечь от ошибок другого человека и так ли плохо, что ошибки случаются? Что открывает человеку в жизни встреча с Богом? Как правильно распоряжаться полученными от Него дарами? Кому сложнее жить: бедному или богатому? И о чем плачут богатые?
Фильмы из цикла «Притчи» и другие работы Студии во имя святого Иоанна Воина вы можете посмотреть на нашем канале в плейлисте «Фильмы»
Описание: «Это история о молодом человеке, который ценою своей мечты, совершает никому незаметный поступок. Но в мире ничего не происходит бесследно»
Жанр: Драма.
Хронометраж: 30 мин.
Производство: Кинокомпания «Путь к Катарсису». Россия.
Год выпуска: 2015
В главных ролях: Никита Человечков, Нина Андронаки, Марина Тихомирова, Роберт Фишман
Состав съёмочной группы:
Режиссер-постановщик: Роман Отырба
Авторы сценария: Оксана Аксамирская и Роман Отырба
Оператор–постановщик: Максим Воробьев
Продюсер: Оксана Аксамирская
Исполнительный продюсер: Тимур Зейналов
Второй режиссер: Александр Харламов
Художник–постановщик: Елизавета Головина
Композиторы: Сергей Бабарин, Роман Артюхов, Петр Корягин
Звукорежиссёр: Сергей Бабарин
Звукооператоры: Дмитрий Поваляев, Дмитрий Михаленко
Художник по графике: Ренат Юнусов
Колорист: Александр Горинов
Ассистенты режиссёра: Екатерина Парутенко, Евгения Зорич
Ассистенты художника-постановщика: Светлана Некрасова, Дарья Мелик-Давыдова
Ассистент оператора-постановщика: Василий Трускалов
Гафферы: Денис Галкин, Игорь Кирсанов
Дрессировщик: Сергей Иванов